Почему дети ругаются матом?
Аргумент весомый в споре –
То, что пишут на заборе.
(Из устного народного творчества)
Нет такого слова!
Жаркий летний день. Сонная одурь окутала дачный поселок. В воздухе разлит аромат цветущей сирени. «Вот он, рай на земле!» - проносится в голове. Но тут с соседнего участка тети Светы раздается нечто такое, что нарушает благодать июньского полдня.
В ответ ребенок обиженно парирует:
— Как же так: ... есть, а слова нет?
Далее раздаются шлепок и рыдания. Диалог окончен. Знакомая картина, правда?
«Слова такого нет». Однако, есть такие слова, живут себе поживают в нашем великом и могучем, и все мы их прекрасно знаем.
Вот ещё один пример:
Дочь спросила маму, кто такая б...? В ответ ребенок услышал что-то вроде того, что это сказочный персонаж, страшнее Бабы-яги и Кощея Бессмертного. Тогда девочка скорчила страшную гримасу и прошипела: «Мамочка! Я на б... похожа?»
Возникает вопрос: откуда что берется, особенно в детской среде? И как на это реагировать нам, взрослым? Попробуем разобраться.
Лингвистическая справка.
Жаргон, или матерное арго, давно и прочно закрепился в фольклоре, а затем и в литературе, не говоря уже о разговорном языке. Основу арго составили корни группы тюркских языков, на которых общались кочевые племена Евразии.
Особенности исторического развития России – набеги кочевых племен, татаро-монгольское иго, царские ссылки в Сибирь и субкультура концлагерей и тюрем – вот та почва, на которой произрастало арго. Видимо, потому силен в этих словах элемент агрессии и негативный заряд.
Что написано пером…
В чем загадка «прилипчивости» арго? Всё дело в том, что это довольно емкий, по-своему образный пласт языка, к тому же эмоциональный: два-три слова – и всем всё понятно. Что характерно: вся лексика арго в речи не используется.
Дети, подобно Эллочке-людоедочке, обходятся десятком слов, употребляя их в анекдотах, в процессе игры и в «наскальной живописи». Правда, следует признать, что дети используют, жаргон произвольно, прекрасно понимая, что ругаться плохо.
Почему они это делают? Самый простой Ответ — подражание взрослым. Но это решает проблему лишь отчасти. Во-первых, неосознанное речевое подражание свойственно младшему возрасту (от двух до пяти лет), к тому же не так много семей, где матом «разговаривают», а не ругаются. Во-вторых, если предположить, что всё — от старших, то и они ведь, в свою очередь, набрались этой бяки от своих родителей и т.д. Наконец, перекладывая вину на окружение, мы снижаем ответственность самого ребенка. Так как же быть?
Итак, факт налицо: дети ругаются матом. Весь смысл в том, что каждый возраст имеет разную мотивацию употребления этих выражений. Как показали исследования психологов, для детей трех-пяти лет жаргонизмы не являются чем-то негативным, они просто «калькируются» ребенком наравне с другими понятиями. В возрасте пяти-семи лет основным мотивом выступает бунт против устоев, против того, «как надо» (себя вести, говорить и т.д.) Все это дети употребляют произвольно, то есть осознанно, по желанию.
К восьми годам и до десяти-двенадцатилетнего возраста дети прекрасно «фильтруют», где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон употребляется в среде сверстников как акт самоутверждения и стремления «быть как взрослые» (по аналогии с курением).
Обратите внимание: в основном, в кругу обсуждения — половая система человека, функция воспроизведения потомства и генитальная тематика, то есть то, что в ранние исторические времена было скрыто от человека завесой тайны и считалось «сакральным». Неосознанная попытка упростить, эти понятия, чтобы они стали «своими», «доступными», делается детьми на уровне вульгаризмов.
К двенадцати-четырнадцати годам ребята используют арго в основном для выхода эмоций и в анекдотах — мат не удовлетворяет всех потребностей культурного освоения пространства. Потому — не волнуйтесь, перерастет ваше чадо нужду в словесном мусоре. Если, конечно, будет расширять свой кругозор и повышать эрудицию.
Вот несколько рекомендаций, которые, возможно, могут вам пригодиться.
1. На стадии появления первых слов (стадия подражания) постарайтесь, чтобы жаргонизмы вообще не звучали в ближайшем окружении малыша.
Источники:
Газета «Школьный психолог».
Все правильно!Только страшно,когда уважаемые люди с экрана телевизора говорят о том,что русский мат чуть ли не национальное богатство страны,потому что нигде на планете нет такого мата ,как у нас!!!
ОтветитьУдалитьЗамечательная статья, как раз для нашей семьи! Ребенку 1,5года он начинает повторят все слова и наш папа в пылу гнева может такое завернуть не нам, а просто кому-то по телефону, потом пол дня ребенок бормочет бя-бя всякое!
ОтветитьУдалитьинтересная статейка))) а то мы всё думаем..откуда откуда.....))))
ОтветитьУдалить