>

воскресенье, 13 марта 2011 г.

Почему дети ругаются матом?

Почему дети ругаются матом?

Аргумент весомый в споре –

То, что пишут на заборе.

(Из устного народного творчества)

Нет такого слова!

Жаркий летний день. Сонная одурь окутала дачный поселок. В воздухе разлит аромат цветущей сирени. «Вот он, рай на земле!» - проносится в голове. Но тут с соседнего участка тети Светы раздается нечто такое, что нарушает благодать июньского полдня.

В ответ ребенок обиженно парирует:

Как же так: ... есть, а слова нет?

Далее раздаются шлепок и рыдания. Диалог окончен. Знакомая картина, правда?

«Слова такого нет». Однако, есть такие слова, живут себе поживают в нашем вели­ком и могучем, и все мы их прекрасно знаем.

Вот ещё один пример:

Дочь спросила маму, кто такая б...? В ответ ребенок услышал что-то вроде того, что это сказочный персонаж, страшнее Бабы-яги и Кощея Бессмертного. Тогда девочка скорчила страшную гримасу и прошипела: «Мамочка! Я на б... похожа?»

Возникает вопрос: откуда что берется, особенно в детской среде? И как на это реагировать нам, взрос­лым? Попробуем разобраться.

Лингвистическая справка.

Жаргон, или матерное арго, давно и прочно закрепился в фольклоре, а затем и в литературе, не говоря уже о разговорном языке. Основу арго составили корни группы тюркских языков, на которых общались кочевые племена Евразии.

Особенности исторического развития России – набеги кочевых племен, татаро-монгольское иго, царские ссылки в Сибирь и субкультура концлагерей и тюрем – вот та почва, на которой произрастало арго. Видимо, потому силен в этих словах элемент агрессии и негативный заряд.

Что написано пером…

В чем загадка «прилипчивости» арго? Всё дело в том, что это довольно емкий, по-своему образный пласт языка, к тому же эмоциональный: два-три слова – и всем всё понятно. Что характерно: вся лексика арго в речи не используется.

Дети, подобно Эллочке-людоедочке, обходятся десятком слов, употребляя их в анекдотах, в процессе игры и в «наскальной живописи». Правда, следует признать, что дети используют, жаргон произ­вольно, прекрасно понимая, что ругаться плохо.

Почему они это делают? Самый простой Ответ — под­ражание взрослым. Но это решает проблему лишь от­части. Во-первых, неосознанное речевое подражание свойственно младшему возрасту (от двух до пяти лет), к тому же не так много семей, где матом «разговаривают», а не ругаются. Во-вторых, если предположить, что всё — от старших, то и они ведь, в свою очередь, на­брались этой бяки от своих родителей и т.д. Наконец, перекладывая вину на окружение, мы снижаем ответственность самого ребенка. Так как же быть?

Итак, факт налицо: дети ругаются матом. Весь смысл в том, что каждый возраст имеет разную мотивацию употребления этих выражений. Как показали исследо­вания психологов, для детей трех-пяти лет жаргониз­мы не являются чем-то негативным, они просто «каль­кируются» ребенком наравне с другими понятиями. В возрасте пяти-семи лет основным мотивом выступает бунт против устоев, против того, «как надо» (себя вес­ти, говорить и т.д.) Все это дети употребляют произ­вольно, то есть осознанно, по желанию.

К восьми годам и до десяти-двенадцатилетнего воз­раста дети прекрасно «фильтруют», где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон употребляется в среде свер­стников как акт самоутверждения и стремления «быть как взрослые» (по аналогии с курением).

Обратите внимание: в основном, в кругу обсуждения — половая система человека, функция воспроизведения потомства и генитальная тематика, то есть то, что в ранние исторические времена было скрыто от челове­ка завесой тайны и считалось «сакральным». Неосознанная попытка упрос­тить, эти понятия, чтобы они стали «своими», «доступ­ными», делается детьми на уровне вульгаризмов.

К двенадцати-четырнадцати годам ребята использу­ют арго в основном для выхода эмоций и в анекдотах — мат не удовлетворяет всех потребностей культурного освоения пространства. Потому — не волнуйтесь, перерастет ваше чадо нужду в словесном мусо­ре. Если, конечно, будет расширять свой кругозор и повышать эрудицию.

Вот несколько рекомендаций, которые, возмож­но, могут вам пригодиться.

1. На стадии появления первых слов (стадия подра­жания) постарайтесь, чтобы жаргонизмы вообще не звучали в ближайшем окружении малыша.

Подготовила: Касьянова А.М.

Источники:

Газета «Школьный психолог».

3 комментария:

  1. Все правильно!Только страшно,когда уважаемые люди с экрана телевизора говорят о том,что русский мат чуть ли не национальное богатство страны,потому что нигде на планете нет такого мата ,как у нас!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Замечательная статья, как раз для нашей семьи! Ребенку 1,5года он начинает повторят все слова и наш папа в пылу гнева может такое завернуть не нам, а просто кому-то по телефону, потом пол дня ребенок бормочет бя-бя всякое!

    ОтветитьУдалить
  3. Наталья Худолеева17 февраля 2012 г. в 00:05

    интересная статейка))) а то мы всё думаем..откуда откуда.....))))

    ОтветитьУдалить

Подписаться на сообщения блога

Enter your email address:

Delivered by FeedBurner