>

воскресенье, 13 марта 2011 г.

Уроки летних расставаний.

Щемящее чувство в день отъезда, минуты вечерней грусти или «дразнилки» едва знакомых детей - переживаний в летней лагерной жизни хватает. Но ведь будут еще и новые друзья, и восхитительное чувство свободы (от контроля пусть и любимых родителей), и обожаемые вожатые... Когда ребенок вернется домой, мы удивимся: как сильно он повзрослел!

В лагере ребенок вынужден справляться с самыми разны­ми ситуациями. Как, впрочем, и в школе - только тут он возвращается по вечерам до­мой, где можно рассказать, что произошло, и получить помощь и совет. Детям ино­гда приходится переживать трудные и неприятные мо­менты, это может помочь осознать несовершенство мира, понять, что люди и си­туации бывают разные, иногда негативные. В каком-то смысле, воз­можно, даже хорошо, что такие переживания случаются вдали от родителей, ведь они, скорее всего, захотели бы вмешаться. Когда их рядом нет, ребенок учится по-своему противостоять невзгодам, до­верять себе и оставаться самим собой. «Летнее расстава­ние» может быть болезненным и одновременно стать этапом развития ребенка. Ведь индивидуальность рож­дается из общения с собствен­ным опытом.

ПРИНЯТЬ РАЗЛУКУ

Летний лагерь для многих - это первое длительное рас­ставание с родителями, их го­рестная «потеря»: ребенок учится жить без опеки мамы и папы, вдали от их любви. Пусть в первые дни (особенно по вечерам) бывает грустно и одиноко, но разговоры по душам или безудержный смех в палате после отбоя быстро становятся своего рода ком­пенсацией за привычный ма­мин поцелуй перед сном. Ре­бенок должен пережить эту разлуку, а для этого ему необ­ходимо научиться действо­вать самостоятельно. Прини­мая неизбежность расстава­ния, ребенок одновременно открывает новый мир, новые отношения. Он может про­явить себя, попробовать жить по-своему.

В прежние годы в пионерлаге­рях были две особые радости, связанные с родителями: родительские письма и «ро­дительский день». И то, и дру­гое было сюрпризом, предме­том надежды и ожидания. Теперь летние смены стали короче, лишив смысла «родительские дни», мобиль­ные телефоны заменили пись­ма, но остается радость встре­чи после смены. Задача воспитания - помочь ребенку повзрослеть, отде­литься от родителей. Поездка в лагерь в этом отношении да­ет уникальные возможности. Во-первых, ребенок осознает, что родители его любят и ду­мают о нем даже на расстоя­нии. Во-вторых, освоившись в разлуке с ними, он начинает сожалеть... уже о расставании с новыми друзьями.

ЗАВЯЗЫВАТЬ ОТНОШЕНИЯ

Дружба на одно лето, влюблен­ность без будущего - лагерь дает детям возможность испы­тать мимолетные, но оттого не менее сильные чувства. И этот первый опыт личных отноше­ний не может не влиять на раз­витие личности. Каждому ребенку необходимо глубокое общение со сверстниками. В хорошем лагере совместные занятия в секциях и кружках (на фоне свободного времени) позволяют детям лучше узнать друг друга. Они не только зна­комятся, но и могут выбирать тех, у кого такие же вкусы, чая­ния, пристрастия». Главное в этих новых отношениях то, что они возникают вдали от ро­дителей, совершенно свободно. И что с того, если избранник оказывается не самым пример­ным членом отряда! Выбирая самостоятельно, ребенок осво­бождается от влияния роди­тельских суждений и мнений, «опробует» свою независи­мость. Взрослым стоит сми­риться с тем, что не все подда­ется (и далее будет поддавать­ся) их контролю. Возможно, сын или дочь со временем разо­чаруются в собственных симпа­тиях, но этот выбор помогает им взрослеть.

ЖИТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ

Сам факт принадлежности к коллективу, необходимость жить в соответствии с его по­рядками и законами изначаль­но воспринимаются разными детьми по-разному. Так, многие побывавшие в летнем лагере с удовольствием вспоминает, как чувствовали себя членом команды - помо­гали придумывать конкурсы, организовывать соревнования и вечера. Другим первый в жизни летний отряд кажется каким-то случайным подбором чужих людей. Общение в детском коллективе позволяет ребенку на своем опыте освоить важные истины. Хочешь жить мир­но - не провоцируй других. Иг­рай по правилам, если ты их принимаешь, или не играй, ес­ли тебе они не нравятся. Держи слово, и тебя будут уважать. Так ребенок самостоятельно учится жить среди других людей и вы­страивать с ними отношения

УМЕТЬ ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ

В летнем лагере ребенку при­ходится искать выход из раз­ных ситуаций, отстаивая при этом собственное достоинство и то, что ему дорого. Он учится соразмерять нане­сенную обиду и свои ответные слова или поступки. Такие ис­пытания дают ему шанс на­учиться отстаивать себя и оценивать собственные силы. У ре­бенка, которому удалось выйти из трудной ситуации без помо­щи родителей, возникает ощу­щение самодостаточности и уверенности. Он будет с боль­шим уважением относиться к себе и своим границам.

ОСВАИВАТЬ НОВЫЕ МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ

Летний лагерь - самое подхо­дящее место для того, чтобы дети (и особенно подростки) учились обмениваться мне­ниями, спорить, отстаивать свою точку зрения - между двумя заходами в речку или во время вечерних посиделок. Те, кто не был лидером в школьной жизни, здесь име­ют шанс выйти из привычной роли и самоутвердиться в об­щении. В отношениях с новыми людьми дети неред­ко раскрываются в новом качестве. Не только с прияте­лями, но и с вожатыми - взрослыми, которые гораздо ближе к подросткам по воз­расту, чем родители, и кото­рые, соответственно, больше подходят на роль товарищей. Они могут стать одной из пер­вых позитивных и близких ребенку моделей поведения за пределами семьи и школы. Но даже если вожатый далек от идеала, отношения с ним, тем не менее, помогают ребен­ку строить себя.

СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

Да, в летнем лагере надо вста­вать по горну, убирать терри­торию или дежурить по дру­жине - все не так, как дома. Сравнивая эти два мира, ребе­нок может со стороны взгля­нуть на то, как проходит его обычная домашняя жизнь. В то же время он наверняка по-новому оценит то, что до­ма у него есть своя комната, свои игрушки и компьютер, мама или бабушка, которые готовят лучше, чем повара в общей столовой... Но взрос­леет ребенок именно потому, что мамы с папой нет рядом, чтобы заправить постель или помочь собрать рюкзак. Лагерь - прекрасная школа самостоятельности и ответст­венности. Не исключено, что по возвращении родители смогут оценить ее плоды: о чудо - после обеда ребенок по собственной инициативе убрал со стола посуду!

Рекомендации родителям

Пора - не пора?

Отправляя ребенка в ла­герь в первый раз, поста­райтесь определить, на­сколько он готов к разлуке. Оптимальный возраст для такой поездки - восемь лет, но следует учиты­вать индивидуальные осо­бенности ребенка. Для об­щительных, контактных де­тей поездка в летний ла­герь станет важным этапом взросления. А не слишком уверенных в себе, обидчи­вых такой опыт может дез­ориентировать, поэтому луч­ше отложить его на более поздний возраст.

Искать опору в самом себе

Ребенок не всегда готов самостоятельно разобраться в том, как себя вести в новой ситуации и выйти из нее без потерь. Поговорите с ним заранее о возможных трудностях. Два наиболее вероятных испытания, кото­рые ему предстоят, - тоска по дому и конфликт с други­ми детьми. В обоих случаях главным может стать ваш совет - искать опору в самом себе. В ситуации конфли­кта, когда ребенок не знает, что делать, возможно, ему стоит отстраниться от происходящего и начать «внут­ренний» разговор с кем-то из родных - с членом семьи, с тем, с кем он обычно обсуждает свои проблемы. Представив, что бы сказал (как бы поступил) этот чело­век, ребенок скорее всего сможет лучше понять проис­ходящее и не будет чувствовать себя беспомощным. Когда ребенок скучает по родителям, он также может мысленно к ним обратиться. Так он ощутит любовь тех, кто принимает его таким, какой он есть, и с кем он чув­ствует себя свободным.

Не бойтесь!

- Выберите короткую смену: две недели для ребенка восьми-девяти лет.

- Предложите ему поехать в лагерь с кем-нибудь из его приятелей.

- Пусть ваш ребенок участвует в выборе лагеря и под­готовке к поездке, тогда он сможет воспринимать ее как «свое дело».

- Не имеет смысла передавать через вожатых напи­санные заранее письма и ежедневно звонить. Дого­воритесь с ребенком созваниваться в определенный день недели.

- Постарайтесь убедить себя, что ему будет полезен опыт самостоятельности, - ведь это действительно так!

- Договоритесь с вожатыми о том, как вы сможете связаться (с ними и ребенком), если что-то будет вас тревожить.

Подготовила: Касьянова А.М.

Источники:

www.psychologies.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Подписаться на сообщения блога

Enter your email address:

Delivered by FeedBurner