Щемящее чувство в день отъезда, минуты вечерней грусти или «дразнилки» едва знакомых детей - переживаний в летней лагерной жизни хватает. Но ведь будут еще и новые друзья, и восхитительное чувство свободы (от контроля пусть и любимых родителей), и обожаемые вожатые... Когда ребенок вернется домой, мы удивимся: как сильно он повзрослел!
В лагере ребенок вынужден справляться с самыми разными ситуациями. Как, впрочем, и в школе - только тут он возвращается по вечерам домой, где можно рассказать, что произошло, и получить помощь и совет. Детям иногда приходится переживать трудные и неприятные моменты, это может помочь осознать несовершенство мира, понять, что люди и ситуации бывают разные, иногда негативные. В каком-то смысле, возможно, даже хорошо, что такие переживания случаются вдали от родителей, ведь они, скорее всего, захотели бы вмешаться. Когда их рядом нет, ребенок учится по-своему противостоять невзгодам, доверять себе и оставаться самим собой. «Летнее расставание» может быть болезненным и одновременно стать этапом развития ребенка. Ведь индивидуальность рождается из общения с собственным опытом.
ПРИНЯТЬ РАЗЛУКУ
Летний лагерь для многих - это первое длительное расставание с родителями, их горестная «потеря»: ребенок учится жить без опеки мамы и папы, вдали от их любви. Пусть в первые дни (особенно по вечерам) бывает грустно и одиноко, но разговоры по душам или безудержный смех в палате после отбоя быстро становятся своего рода компенсацией за привычный мамин поцелуй перед сном. Ребенок должен пережить эту разлуку, а для этого ему необходимо научиться действовать самостоятельно. Принимая неизбежность расставания, ребенок одновременно открывает новый мир, новые отношения. Он может проявить себя, попробовать жить по-своему.
В прежние годы в пионерлагерях были две особые радости, связанные с родителями: родительские письма и «родительский день». И то, и другое было сюрпризом, предметом надежды и ожидания. Теперь летние смены стали короче, лишив смысла «родительские дни», мобильные телефоны заменили письма, но остается радость встречи после смены. Задача воспитания - помочь ребенку повзрослеть, отделиться от родителей. Поездка в лагерь в этом отношении дает уникальные возможности. Во-первых, ребенок осознает, что родители его любят и думают о нем даже на расстоянии. Во-вторых, освоившись в разлуке с ними, он начинает сожалеть... уже о расставании с новыми друзьями.
ЗАВЯЗЫВАТЬ ОТНОШЕНИЯ
Дружба на одно лето, влюбленность без будущего - лагерь дает детям возможность испытать мимолетные, но оттого не менее сильные чувства. И этот первый опыт личных отношений не может не влиять на развитие личности. Каждому ребенку необходимо глубокое общение со сверстниками. В хорошем лагере совместные занятия в секциях и кружках (на фоне свободного времени) позволяют детям лучше узнать друг друга. Они не только знакомятся, но и могут выбирать тех, у кого такие же вкусы, чаяния, пристрастия». Главное в этих новых отношениях то, что они возникают вдали от родителей, совершенно свободно. И что с того, если избранник оказывается не самым примерным членом отряда! Выбирая самостоятельно, ребенок освобождается от влияния родительских суждений и мнений, «опробует» свою независимость. Взрослым стоит смириться с тем, что не все поддается (и далее будет поддаваться) их контролю. Возможно, сын или дочь со временем разочаруются в собственных симпатиях, но этот выбор помогает им взрослеть.
ЖИТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ
Сам факт принадлежности к коллективу, необходимость жить в соответствии с его порядками и законами изначально воспринимаются разными детьми по-разному. Так, многие побывавшие в летнем лагере с удовольствием вспоминает, как чувствовали себя членом команды - помогали придумывать конкурсы, организовывать соревнования и вечера. Другим первый в жизни летний отряд кажется каким-то случайным подбором чужих людей. Общение в детском коллективе позволяет ребенку на своем опыте освоить важные истины. Хочешь жить мирно - не провоцируй других. Играй по правилам, если ты их принимаешь, или не играй, если тебе они не нравятся. Держи слово, и тебя будут уважать. Так ребенок самостоятельно учится жить среди других людей и выстраивать с ними отношения
УМЕТЬ ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ
В летнем лагере ребенку приходится искать выход из разных ситуаций, отстаивая при этом собственное достоинство и то, что ему дорого. Он учится соразмерять нанесенную обиду и свои ответные слова или поступки. Такие испытания дают ему шанс научиться отстаивать себя и оценивать собственные силы. У ребенка, которому удалось выйти из трудной ситуации без помощи родителей, возникает ощущение самодостаточности и уверенности. Он будет с большим уважением относиться к себе и своим границам.
ОСВАИВАТЬ НОВЫЕ МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ
Летний лагерь - самое подходящее место для того, чтобы дети (и особенно подростки) учились обмениваться мнениями, спорить, отстаивать свою точку зрения - между двумя заходами в речку или во время вечерних посиделок. Те, кто не был лидером в школьной жизни, здесь имеют шанс выйти из привычной роли и самоутвердиться в общении. В отношениях с новыми людьми дети нередко раскрываются в новом качестве. Не только с приятелями, но и с вожатыми - взрослыми, которые гораздо ближе к подросткам по возрасту, чем родители, и которые, соответственно, больше подходят на роль товарищей. Они могут стать одной из первых позитивных и близких ребенку моделей поведения за пределами семьи и школы. Но даже если вожатый далек от идеала, отношения с ним, тем не менее, помогают ребенку строить себя.
СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ
Да, в летнем лагере надо вставать по горну, убирать территорию или дежурить по дружине - все не так, как дома. Сравнивая эти два мира, ребенок может со стороны взглянуть на то, как проходит его обычная домашняя жизнь. В то же время он наверняка по-новому оценит то, что дома у него есть своя комната, свои игрушки и компьютер, мама или бабушка, которые готовят лучше, чем повара в общей столовой... Но взрослеет ребенок именно потому, что мамы с папой нет рядом, чтобы заправить постель или помочь собрать рюкзак. Лагерь - прекрасная школа самостоятельности и ответственности. Не исключено, что по возвращении родители смогут оценить ее плоды: о чудо - после обеда ребенок по собственной инициативе убрал со стола посуду!
Рекомендации родителям
Пора - не пора?
Отправляя ребенка в лагерь в первый раз, постарайтесь определить, насколько он готов к разлуке. Оптимальный возраст для такой поездки - восемь лет, но следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Для общительных, контактных детей поездка в летний лагерь станет важным этапом взросления. А не слишком уверенных в себе, обидчивых такой опыт может дезориентировать, поэтому лучше отложить его на более поздний возраст.
Искать опору в самом себе
Ребенок не всегда готов самостоятельно разобраться в том, как себя вести в новой ситуации и выйти из нее без потерь. Поговорите с ним заранее о возможных трудностях. Два наиболее вероятных испытания, которые ему предстоят, - тоска по дому и конфликт с другими детьми. В обоих случаях главным может стать ваш совет - искать опору в самом себе. В ситуации конфликта, когда ребенок не знает, что делать, возможно, ему стоит отстраниться от происходящего и начать «внутренний» разговор с кем-то из родных - с членом семьи, с тем, с кем он обычно обсуждает свои проблемы. Представив, что бы сказал (как бы поступил) этот человек, ребенок скорее всего сможет лучше понять происходящее и не будет чувствовать себя беспомощным. Когда ребенок скучает по родителям, он также может мысленно к ним обратиться. Так он ощутит любовь тех, кто принимает его таким, какой он есть, и с кем он чувствует себя свободным.
Не бойтесь!
- Выберите короткую смену: две недели для ребенка восьми-девяти лет.
- Предложите ему поехать в лагерь с кем-нибудь из его приятелей.
- Пусть ваш ребенок участвует в выборе лагеря и подготовке к поездке, тогда он сможет воспринимать ее как «свое дело».
- Не имеет смысла передавать через вожатых написанные заранее письма и ежедневно звонить. Договоритесь с ребенком созваниваться в определенный день недели.
- Постарайтесь убедить себя, что ему будет полезен опыт самостоятельности, - ведь это действительно так!
- Договоритесь с вожатыми о том, как вы сможете связаться (с ними и ребенком), если что-то будет вас тревожить.
Подготовила: Касьянова А.М.
Источники:
Комментариев нет:
Отправить комментарий