>

воскресенье, 13 марта 2011 г.

Как слушать ребенка?

Причины трудностей ребёнка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, поправить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего …его послушать.

Если у ребёнка эмоциональная проблема, его надо активно слушать. Активно слушать ребёнка - значит «возвращать ему» в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Пример:

Сын: Он отнял мою машинку!

Мама: Ты очень огорчён и рассержен на него.

Дочь: Не буду носить эту уродскую шапку!

Мама: Тебе она очень не нравится.

Скорее всего, такие ответы покажутся для вас непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:

- Ну, ничего, поиграет и отдаст….

- Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребёнка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребёнку, что его переживание неважно. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребёнка, готов принять её.

Дополнительные правила беседы по способу активного слушания:

Во-первых, если вы хотите послушать ребёнка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребёнок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть к себе ребёнка, подойти или придвинуть свой стул ближе к нему.

Избегайте общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите, смотря телевизор, читая газету. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорчённым ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Например:

Сын (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.

Родитель: Ты на него обиделся.

Возможные неправильные реплики:

- А что случилось?

- Ты что, на него обиделся?

Первая фраза родителя более удачна, потому что она сразу показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» сына, что он слышит и понимает его огорчение, во втором же случае ребёнок может подумать, что родитель вовсе не с ним, а как внешний участник интересуется только «фактами». На самом деле это может быть совсем не так, но дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребёнка – может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребёнок ещё не готов услышать вашу реплику можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать – в нём происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В-четвертых, в вашем ответе так же иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз:

Сын (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.

Отец: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).

Сын: Да, не хочу.

Отец (после паузы): Ты на него обиделся. (Обозначение чувства).

Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспринимает повторение его слов, как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но при этом угадываете переживание ребенка, он, как правило, не замечает ничего не обычного, и беседа успешно продолжается.

Признаки того, что вам удаётся правильно слушать ребёнка:

1. Исчезает, или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка.

2. Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше.

3. Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.

Активное слушание – это путь установления лучшего контакта с ребёнком, способ показать, что вы безусловно его принимаете со всеми его отказами, бедами, переживаниями. Для появления такого контакта может понадобиться некоторое время, в течение которого ребенок убедится, что вы стали более внимательно относиться к его проблемам.


Подготовила Касьянова А.М.

По материалам книги Ю.Б. Гиппенрнйтер «Общаться с ребёнком. Как?».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Подписаться на сообщения блога

Enter your email address:

Delivered by FeedBurner