«Такое сравнение не на пользу ни вам, ни ребёнку, - предостерегает детский психолог Ирина Молодик. – Ему важнее научиться видеть самого себя».
«Она не такая ловкая, как её подруги», «Он читает хуже всех в классе»…Что вы чувствуете, когда слышите, что соседский трехлетний ребенок знает уже несколько английских слов, в то время как ваш и по-русски то говорит невнятно? Тревогу, зависть, раздражение? Вполне возможно. В современном обществе, ориентированном на достижения, сложно не втянуться в эту родительскую гонку – чей ребёнок лучше всех. Да и нас самих родители и педагоги учили жить именно так – в постоянном стремлении к достижению лучшего результата. Именно поэтому многие взрослые убеждены, что сравнение и соревновательность необыкновенно действенны, стимулируют развитие ребёнка, его желание становиться лучше.
Но, сравнивая своих детей с другими, мы неизбежно оцениваем их и тем самым на всю жизнь закладываем в них зависимость от мнений и оценок окружающих. Им становится трудно противостоять манипуляторам – от наркодилера («Слабо, маменькин сынок!») до начальника («Лучше вас этого никто не сделает»). Когда ребенка перехваливают («Ты самый лучший»), любая неудача рождает у него тревогу, перенапряжение, отнимает много сил. И может вызвать психосоматические болезни. Невыгодные сравнения («В этом возрасте твоя сестра уже плавала») ограничивают детей рамками определенной модели поведения, развивают в них неуверенность, перфекционизм, снижают самооценку.
Если уж вам действительно трудно удержаться от сравнений, используйте то, которое менее всего повредит ребёнку, - сравнение с самим собой. «Раньше тебе трудно давалась математика, а теперь ты решаешь задачи гораздо лучше». Приучайте его к самоанализу, к разбору собственных ошибок, к поиску причин удачи или провала. Помогайте ему искать себя и ценить разнообразие людей, живущих рядом.
По материалам журнала «Psychologies».
Комментариев нет:
Отправить комментарий