>

пятница, 13 ноября 2009 г.

Ребенок на привязи или как мы отбиваем у ребенка желание что-то делать самому и принимать решение.

Ребенок на привязи или как мы отбиваем у ребенка желание что-то делать самому и принимать решение.


Н. Болсуновская, Л. Кожурина

Материал авторской колонки для родителей в газете «Первое сентября»

Неизвестно, что лучше – ходить по школе в маске, в бусах из долек чеснока, видеть на каждой дверной ручке ватку, смоченную дезраствором, или сидеть дома. В школах карантин, но в кои-то веки вынужденным каникулам не очень рады не только родители, но и дети:

…Одному дома плохо. Порой страшно и не знаешь, что делать… Я сам не ем, пока мама не придет… Мне говорят: ни к каким приборам не прикасайся, только пультом от телевизора можно пользоваться, скучно… Мне, когда дома никого нет, задают писать, решать, читать… Из дома выходить одному нельзя… А на улицу хочется

Отдельные дети давно школьники, а в отсутствие взрослых испытывают дискомфорт и неуверенность. Не знают, чем себя занять, каждые пять минут звонят родителям или учителю: «Что мне делать?»

Проблема: быть самим собой, оставаться наедине с собой ребенок не умеет. Типичная картина: девочка звонит маме из магазина, чтобы спросить, какой ей выбрать сырок, банановый или персиковый. Мальчик консультируется по телефону у мамы, надо ли ему переписывать контрольную и в какой тетради. Спрашиваю: «Почему ты беспокоишь маму по мелочам?» – «Моя мама лучше знает, что мне надо делать».

Феномен «ребенка на привязи» становится все более распространенным. Обратим внимание на те «мелочи» родительского поведения, которые отбивают у ребенка охоту хотеть что-то делать самому и принимать решение. Рассмотрим самые распространенные случаи.

«Будешь делать так и так» Есть дети, за которых родители все решают –начиная от того, что надеть утром и кончая, с кем дружить.. И все решения мамы являются законом. Это надо сделать по первому слову, немедленно, но главное – точно таким образом, как требует мама. Если родители всегда сами принимают решения и делают все за ребенка, то следующий раз ребенок, конечно, спросит, прежде чем что –то делать, или наоборот, будет ждать команду родителя.

«Инициатива наказуема». Ребенок решил, например, сам помыть посуду, или постирать, или переставить книги в шкафу по своему вкусу, или купить что-то из продуктов. Однако есть группа родителей, которые совсем непозитивно относятся к подобным рвениям ребенка и начинают комментировать его поступки: «Тебя не просили», «Ну кто так посуду моет», «Продукты переводишь…» Как вы думаете захочет ребенок вновь проявить инициативу?

«Я сама все за тебя сделаю» Есть случаи, когда взрослые все делают за ребенка и никогда не дают ему возможность пробы. «Ты учись, а все по дому я сделаю за тебя…» Родители не приучат к порядку, не допускают до кухни, а няни убираются в комнатах. Вот и появляются дети, которые реально беспомощные в социальном плане.



Теперь представьте, что ребенок – это вы сами. Вам не позволено ни решать, что делать и когда, ни размышлять над тем, как, каким способом выполнять действие. Главное – у вас нет возможности попробовать сделать по-своему, понять, как это – «правильно», «лучше». И вы скажете: нет, чем так, вне личного поля, уж лучше вообще никак.

То же с ребенком. Зачастую ему дают понять, что его собственный опыт проб и ошибок ничего не стоит по сравнению с родительской мудростью. Чем и оказывают медвежью услугу: оптимальные для себя способы взаимодействия с миром человек может «вырастить» только сам, конечно при помощи взрослого. А за попытками «приставить свою голову везде и всегда» или наоборот «оградить от всего» ничего, кроме отторжения и зияния пустоты, не последует…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Подписаться на сообщения блога

Enter your email address:

Delivered by FeedBurner