>

среда, 4 ноября 2009 г.

Купи! Купи! Купи! или как дети добиваются своего..

Купи! Купи! Купи! или как дети добиваются своего..

Н. Болсуновская
Материал авторской колонки для родителей в газете "Первое сентября"

На днях просматривала работы своих третьеклассников, участников Всероссийской дистанционной олимпиады по психологии. Наткнулась на задание: «Как убедить родителей купить то, что тебе действительно надо». Интересно было почитать. К чему только не прибегают дети, чтобы достичь целей! Истерики, манипуляции, угрозы, жалобы родственникам, бесконечные просьбы, умильные улыбки. Есть, конечно, и другие предложения: хорошо себя вести, помогать родителям, тогда они сами все для тебя сделают.


Я задумалась: почему дети дали так мало красивых решений? Может быть, они никогда в своей жизни с конструктивным решением проблемы не встречались? Перечитываю. Пожалуй, так и есть.


…Когда мне что-то надо, я подхожу к папе и начинаю плакать. Ему охота, чтобы я поскорее замолчала, и он исполняет мою просьбу. А с мамой такие фокусы не проходят. Я проделываю их только с папой.


…Я иду к дедушке, жалуюсь на плохую жизнь, на плохих родителей, и он заставляет маму сделать то, что надо мне, мама дедушку сама боится.


…Моя мама со мной не может справиться, такая взрослая, а вот... Меня можно долго уговаривать, но я все равно не изменю свое мнение, пусть мама хоть заругается...


…А я долго и нудно прошу. Не выйдет с мамой, выйдет с бабушкой, все равно по-моему будет.


…Когда мама со мной справиться не может, она меня папой начинает пугать.


…Мама все разрешает, а у няни есть правила, которые надо соблюдать. Странно получается порой. То, что у няни как награда, у мамы просто так. У няни так: соблюдай правила – за это призы. А мама те же призы покупает просто так.

Что же получается? Мама, папа, бабушка, дедушка, няня, гувернантка – эти люди не просто находятся рядом с ребенком, но и воспитывают его, так или иначе реагируя на то, что он делает или не делает. Но мама говорит одно, папа – другое, а бабушка – третье. И у каждой реплики есть свой «взрослый» подтекст, который отражает либо прихоть, либо настроение, либо болевые точки внутрисемейных отношений.
Ребенок видит и слышит все, что происходит в семье и по-своему встраивается  в существующую систему отношений - он начинает манипулировать взрослыми так же, как взрослые манипулируют им: капризничать, искать слабые места, шантажировать, угрожать. Его поведение – слепок тех отношений, которые он наблюдает.

Между тем просьба ребенка может содержать важное свидетельство о его внутренней жизни. И мы многое сможем понять, если станем вместе обсуждать тот предмет или вещь, о которой он мечтает, обдумывать способы приобретения, радоваться покупке. Но уважаем ли мы просьбы, имеющие отношение к миру души нашего ребенка? Об этом поговорим в следующий раз….

2 комментария:

  1. а как вы договариваетесь с ребенком, если он просит что -то купить?

    ОтветитьУдалить
  2. Спрашиваю, что это "что-то", какое оно, почему, зачем и когда нужно. Если покупать не буду, объясняю причины: вредно, дорого, что-то похожее уже есть, может быть, "не заслужил" - во всем понятном смысле. Вчера, например, отказала купить компьютерную игру по всем вышеперечисленным причинам (хотя, очень трудно отказать в чем-либо самому любимому человеку), дома проговорили, что и почему мы не купили. Интересная тема.

    ОтветитьУдалить

Подписаться на сообщения блога

Enter your email address:

Delivered by FeedBurner