>

понедельник, 24 октября 2011 г.

Кружок по выбору...родителей или об одной ошибочной, но распространенной педагогической установке

Кружок по выбору... родителей


Об одной ошибочной, но распространенной педагогической установке

Н. Болсуновская, Л. Кожурина Материал авторской колонки в газете "Первое сентября", №17,2011 г.


Осенью детей записывают в кружки, и это во многих смыслах хорошо: любимое занятие, ощущение продвижения, расширение круга общения. Но вот на днях заходит ко мне в психологический центр девочка, одна, без родителей. Робко спрашивает, можно ли поговорить.

Разговариваем: она ходит на хореографию, папа сказал, что осанка у девочки должна быть идеальной, а ей на занятиях трудно, неинтересно, «они такие длинные». Ей нравится рисовать. Дома об этом и слышать не хотят: красота и здоровье прежде всего. А у девочки, видимо, наболело: «Я пришла спросить, как мне не мучиться дальше».

Исключительный, конечно, случай – ребенок сам ищет помощи. Большинство детей, которым не по душе занятия, выбранные для них родителями, переживают негативные чувства безропотно и приспосабливаются по мере сил. Ради чего? Перечислим мотивы, по которым взрослые столь опрометчиво определяют ребенку сферу дополнительного образования.

Первое – пытаются корригировать неуспешность. Не получается математика – иди в физматкласс. Плохая дикция – в театральный кружок. Неуклюжий – иди в большой спорт. Родители полагаются на специалистов высокого класса, между тем ребенок, у которого нет способностей, вряд ли заинтересует руководителя, работающего на результат. А вот хобби-группы – другое дело: там развитие и никакой гонки.

Второе. Родители надеются таким образом воспитать в ребенке волю: не можешь – а добивайся; не хочешь – а надо, никуда не денешься. Но только очень редкие дети способны чего-то добиться в психологически неблагоприятных для себя условиях. И потом: даже если он запоет, не имея слуха, или сумеет нарисовать картину без художественного чутья, сопоставим ли результат с затратами?

Заставляя ребенка подневольно ходить туда, где у него не получается, вреда ему мы приносим больше, чем пользы. Перечислим позиции защиты, к которым прибегают дети.

Смирение. Не получается, но не отвертеться, ноша неприятная, но ничего не поделаешь. Безразличие, апатия, «мне все равно».

Избегание. Невыносимо: я всех хуже. Мне страшно. Протест может быть ярким: не пойду, нет и нет – до истерики. Или скрытым: прогулы, вранье, симуляция. При родительском упорстве («последовательности») – появление психосоматических заболеваний, тревожность, падение самооценки. Потому что стресс есть стресс.

Отбивание. Изо всех сил надо доказать, что ты можешь. Не получается – а все равно докажу. Линия усилий ребенка искривляется, и привычка отбиваться от подозрений в неуспешности сохраняется на всю жизнь: человек не живет, а постоянно что-то кому-то доказывает.

…Все это я рассказала родителям девочки. Теперь осанку поправлять она будет на шейпинге, а рисовать – в изостудии. Кто же поспорит: самооценка ребенка – фундамент его личности.

Подписаться на сообщения блога

Enter your email address:

Delivered by FeedBurner