>

вторник, 20 сентября 2011 г.

Как мы крадем у детей хорошие отметки

Как мы крадем у детей хорошие отметки


Оказывайте ребенку столько поддержки, сколько ему требуется, чтобы он мог увидеть собственные успехи

Н. Болсуновская, Л. Кожурина Материал авторской колонки в газете "Первое сентября", №15, 2011 г.

«У других-то дети сами учатся, прямо с первого класса, а я и в 11-м вынуждена вникать во все, что сын проходит в школе», – жалуется мама, которая, видимо, изучила школьную программу еще раз.

Не стоит спешить ее критиковать. Дело в том, что одному ребенку поддержка в учебе нужна только на старте, а другому – довольно долго, хоть бы и до окончания школы. Но не все родители готовы исходить из возможностей ребенка, порой отвлеченные суждения им ближе.

Такое, например: «Мой ребенок должен учиться на пятерки сам, ведь я была отличницей, и никто мне не помогал».

В общем, да, учебный опыт родителей влияет на отношение ребенка к учебе, и данные многих социологических исследований подтверждают корреляцию между образованностью родителей и учебной успешностью детей. Однако ребенок не является клоном мамы и папы, он «свой». У него индивидуальные особенности развития, склонности, интересы.
Часто бывает, у родителей-математиков дети учатся на тройки именно по математике; у детей музыкантов напрочь отсутствует слух и так далее. Никакой паники, это нормально. Ненормально – когда от ребенка ждут только отличных результатов, а чадо обыкновенное, звезд с неба не хватает, но изо всех сил хочет угодить. Формируются тревожность, страх ошибки, неприязнь к себе – в перспективе мощнейшие неврозы. Кстати, таким образом мы крадем у ребенка хорошие оценки, которые он мог бы получить в спокойном, уверенном состоянии.

И такое встречается представление: «За то, как он учится, ответственны учителя. Им за это деньги платят. А мы на свою работу ходим».

В целом опять же верно: ответственны, платят, а у родителей своя работа. И если бы ребенок и впрямь был «чистой доской» или «полым сосудом», заполнить который знаниями не составляет труда, – и говорить было бы не о чем. Одна загвоздка: он формирующаяся личность, живет, пульсирует, влияет, строит, изменяет окружающее ежеминутно – как дома, так и в школе. Поэтому помогать ему, поддерживать его в росте мы должны сообща. Искренняя эмоциональная включенность родителей в школьную жизнь ребенка сильно помогает ему в учебе.

А насчет «сам должен, я вот…» вряд ли, конечно, в вашем детстве все так и было, с учетом же того, что программы усложнились, а время на их усвоение сократилось, помогать сегодня необходимо каждому ребенку. Даже самый способный не робот, не с первого раза включается.


Так что чем сравнивать – с собой ли в детстве, с другими – настроимся помогать.

Цель вполне определенная: рано или поздно ребенок начнет жить, учиться и работать самостоятельно.

пятница, 2 сентября 2011 г.

Школьные обиды ребенка: как вести себя родителям

Школьные обиды ребенка: как вести себя родителям?

Материал авторской колонки в газете "Первое сентября", №14, 2011 г.

«А вдруг ребенка в школе будут обижать?» – среди многих родительских тревог в преддверии учебного года есть и эта.

В самом деле, как правильно вести себя по поводу обид и жалоб ребенка? Идти разбираться – а вдруг только хуже будет? А с другой стороны, не всегда же ребенок способен разобраться сам, да и каким образом, какой ценой?

Для начала давайте разделим ситуации: те, в которых ребенок может справиться сам, и те, которые требуют участия родителей.

Если ребенка один раз дернули за косу, или обозвали, или сбросили вещи с парты, он вполне может разобраться сам. Для того чтобы он мог за себя постоять, его надо научить правилам поведения в конфликтных ситуациях. Вот они.

Главное – сохранять самообладание. Не начинать плакать, истерить, бегать за обидчиком, ведь в большинстве случаев обидчик, дергая за косы, обзывая, специально пытается привлечь внимание, и чем ярче ответная реакция, тем больше она подкрепляет желание поступить так снова. Надо демонстрировать уверенное поведение: взгляд, поза, мимика – порой они моментально действуют на обидчика. Хорошо также научиться действовать словом, особенно ответы с юмором ставят обидчика в тупик: «Правда, у меня красивая коса?» или «У нас что, турнир по сбрасыванию вещей с парты?»

А вот отвечать агрессией на агрессию?– только «заводить» обидчика, он будет продолжать выходки, тем более если выступить в роли провокатора.

Обращаться за помощью к взрослым стоит, если собственные ресурсы не помогают.

Другое дело, если ребенок жалуется на несправедливые действия учителя, случаи травли со стороны одноклассников и любые другие жестокие действия в отношении себя. Тут вмешательство родителей необходимо. Какое же?

Что бы ни произошло, разговаривайте с учителем в тоне сотрудничества. Если ситуация требует участия другого родителя и его ребенка, в противовес желанию тут же наказать обидчика демонстрируйте установку на позитивное разрешение ситуации. Категорически нельзя приходить в класс и «устраивать разборки».

Если эти меры вам кажутся слишком слабыми, значит, вы не сделали самого главного: не потрудились над тем, чтобы с самого начала установить качественный контакт с учителем. Не предусмотрели, что именно от эффективности вашего взаимодействия с педагогом зависит как возникновение, так и решение школьных трудностей ребенка.

Поэтому сейчас, в эти предшкольные дни, когда еще ничего не упущено, не испорчено, давайте настроимся на созидание партнерских отношений с учителем, приняв его безоговорочно таким, какой он есть.

С первого дня общения проявим себя заботливыми и ответственными родителями.

Подписаться на сообщения блога

Enter your email address:

Delivered by FeedBurner