Готовы ли наши дети к жизни на каникулах?
Н.Болсуновская
Материалы авторской колонки для родителей в газете «Первое сентября»
У детей нечаянная радость – каникулы из-за гриппа наступили на 4 дня раньше. Впереди 7 дней, свободных от школы. Как их проведут ребята?
Однажды на занятиях по основам управления временем я спросила ребят, чем они занимаются в выходной. Дети разные, но картинка сложилась односложная: чуть-чуть времени на уроки, остальное – отдых!
…Можно спать до одиннадцати, потом телевизор смотреть часами, затем компьютер до ночи.
…А я в первую очередь отсыпаюсь и много гуляю – это то, что не особо удается в учебное время.
…Мой день примерно такой… Утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом опять ем, вновь телевизор и вновь прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка…
…Можно резаться в компьютер, тусоваться с друзьями, гулять, телик смотреть, а еще с родителями ходить на пикник, в кино, сауну, на шопинг, ну, и книжки читать.
Дети, оказывается, и вправду не могут представить, чем заняться, кроме телевизора и компьютера. Заметьте, с наступлением каникул они теряются: времени свободного много, а расписания мероприятий нет, нет и опыта инициативного поведения. Ведь во время учебного года их жизнь четко была организована: уроки с утра и до обеда, потом внеклассные мероприятия и кружки, приготовление заданий. Фантазии развернуться негде, да она и не требуется. Предоставленные же сами себе, дети начинают жаловаться: «Мне скучно».
Зная это, родители и на каникулах пытаются куда –пристроить ребенка, туда где жизнь привычно расписана по минутам. Но как ни распределяй каникулы, все равно «неорганизованные дни» останутся. Все равно придется помогать ребенку спланировать свободное время, договариваться о полезных и интересных делах – заботиться о досуге, наполненном смыслом и впечатлениями.
Для этого не нужны огромные материальные или временные затраты. Достаточно показать разные способы интересной жизни на досуге, поспособствовать тому, чтобы дети сами искали способы занять себя.
Можно собирать паззлы на рекорд, лепить снеговика, запускать воздушного змея, искать клад в парке, шить «плюшевого друга», плести фенечки, найти любовь по переписке, делать сюрпризы друг другу, устраивать представления и т.д..
Многое можно, если у ребенка не отнято пространство для проявления инициативы и творчества, если его попытки самостоятельных решений и действий не осмеиваются и не пресекаются.
Но некоторым родителям гораздо спокойнее, когда ребенок сидит, уткнувшись в телевизор/компьютер, или бегает сутками на улице. Ведь тогда он ничего дома не сломает, не разобьет, не запачкает, не раскидает и отдыху родителей не помешает – удобно!
Однако даже если ребенку дома ничего нельзя делать самому – там электричество, там газ; инструменты папины, швейная машинка мамина; от красок и клея одна грязь, а выпиливание и выжигание небезопасны, – и в таком доме ютится бесценное желание ребенка создавать, преображать, действовать от чистого сердца.
Девочка разломила карандаш на три части и тихонько играет в трех куколок, для которых домик – пенал. А мальчика за книгу посадили: он сложил каждый листочек пополам, у него получился толстый «веер», и он с удовольствием им обмахивается…
Пока детство – ни одна минута не пуста и не бесплодна. Берем ли мы в расчет творческий потенциал ребенка, развиваем ли, укрепляем ли его?
Счастливых каникул! Времени открытий, творения, совместной деятельности!!!
а как вы организуете канкулярную жизнь ребенка? чем она наполнена?
ОтветитьУдалить