Можно ли воспитывать по советам?
Материал авторской колонки в № 8 газеты «Первое сентября»
Воспитание – модная тема. Книжками для родителей заполнены прилавки магазинов: «Как воспитать мальчика», «У вас растет девочка?», «Школа для трудных родителей». Советы дают телевизионные суперняни и доктор Курпатов. Ни один глянцевый журнал не обходится без рекомендаций по воспитанию детей.
Казалось бы, все это говорит о росте родительской культуры в обществе. Люди интересуются, читают, прислушиваются. Удивляются, но пробуют. Порой просто любопытствуют: надо же! Сегодня чтение советов по поводу воспитания, обмен советами можно выделить в особый жанр родительского поведения. Своего рода отдушина для многих мам и бабушек, иногда и пап, имеющих дело с детьми. Говорят: «Теперь советуют не запрещать…», и это звучит почти так же, как: «В этом сезоне актуально синее» – легко, стильно. И очень поверхностно.
Надо сказать, увлеченность родителей этой темой передается и детям. Недавно ко мне в кабинет зашла третьеклассница, чтобы поговорить о… роли родителей в воспитании ребенка. Оказывается, она прочитала книжку, которую мама купила для себя. Девочка поделилась впечатлениями:
…В книжке пишут, как исправлять ситуации, это интересно. Но не пишут, как живет ребенок, если дома много ругани, например. В семье, может, накопилось столько дел, которые уже натворили, а им пишут: надо доверять друг другу. И они решили: «Все, будем следовать советам, мы решили уважать ребенка и доверять ему». А он привык врать! И толку от такого решения не будет. Надо смотреть, как и что делает человек, думать, почему с ним такое происходит. Глупо ведь это – просто следовать советам.
Что тут сказать? Девочка права. Никакая книжка не будет полезной, если родительское мировоззрение не готово к целостному видению проблем ребенка. И если мама увлеченно читает педагогическую литературу и теоретически знает, как следует поступать в том или ином случае, а понять собственного ребенка не дает себе труда, прок от ее занятий невелик.
Никакие советы не помогают несговорчивым, не привыкшим учитывать законы детского мира родителям. Не могут они наладить отношения с детьми, потому что и в книге, и в беседе со специалистом находят только подтверждение своим угрюмым мыслям: «И я так делаю, а толку?» или: «Сами вы ничего не понимаете!»
И все-таки в советах есть толк, нельзя их сбрасывать со счетов. Журналы, книги, теле- и радиопередачи на воспитательные темы формируют образ родителя нового поколения. Задаются нормы, которые постепенно приживаются в обществе. Родители начинают воспитывать своих детей иначе, чем воспитывали их: становятся более внимательными, прислушиваются, участвуют в жизни детей и… начинают сами понимать законы воспитания и выводить свои правила. По ситуации. По наитию. Под свою ответственность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий