«Тогда он совсем учиться перестанет…»
Материал авторской колонки Болсуновской Надежды в газете «Первое сентября»
Не секрет, что многие родители буквально помешаны на школьной успеваемости ребенка. И дети, понимая, что отношение родителей к ним регулируется оценками, сводят к отметкам весь смысл учебы:
… Я так хочу получать хорошие отметки, потому что за плохие дома будут ругаться и бить. Но не получается. Очень боюсь сделать ошибку на уроке, но делаю.
…Я никчемная девочка, у мой мамы золотая медаль, и у папы ни одной четверки не было, они говорят, что им не нужен ребенок-троечник.
…Однажды мама так страшно ругала меня за двойку, я навсегда запомнил. Теперь боюсь руку поднимать на уроке…
Около половины учащихся признаются, что за плохие отметки им «дома попадает». Понятно: родители мечтают видеть своего ребенка успешным, хотят гордиться им. Но вряд ли они задумываются о том, что требование хороших оценок само по себе не повышает продуктивности учебной деятельности. Скорее, наоборот: сосредоточенность ребенка на родительских ожиданиях мешает ему погрузиться в учебный материал, мысли о последствиях (оценке) отвлекают от учебной задачи, а страх наказания, как установили физиологи, приводит к спазму мышц шейного отдела, что препятствует нормальному мозговому кровообращению.
Таким образом, условия обучения ребенка ухудшаются «изнутри»: концентрация внимания нарушается, способность быстро и эффективно реагировать на ситуации контроля стопорится, самооценка падает, и результат не заставляет себя ждать: опять двойка!
И опять домашний скандал. Громкий или тихий, со слезами или без, но он всегда разрушителен для психики ребенка, который не может понять, почему он такой «никчемный», почему он боится идти в школу, почему у него на уроке то живот болит, то голова, то температура резко поднимается. Между тем требовательным родителям и в голову не приходит, что именно они стимулируют появление и развитие серьезного заболевания, именуемого «школьный невроз»; что его последствия крайне негативно сказываются на дальнейшей судьбе человека, мешают ему жить достойно и уверенно.
Несомненно, все дети разные. Очень способного ребенка требование высоких результатов может и подстегнуть: сам факт его школьной успешности говорит о сформированности крепкого личностного начала. Но большинство детей либо «ломаются», либо вырабатывают внутреннюю защиту от родителей: кто-то вообще перестает их воспринимать, кто-то начинает вести себя наперекор. Победителей в войне с собственным ребенком не бывает.
Что же делать? Не ругать ребенка за двойки? Пожалуй, да: тут нужна бесстрастность. Следует поверить учителю, который не раз говорил вам, что ошибка – это естественное явление в жизни человека. Это нормально. И правильно отреагировать на неудачу, на плохую оценку – значит, вникнуть в ситуацию, подумать, почему так произошло, можно ли ее исправить и как избежать повторения. Важно не ругать ребенка, а помочь ему исправить. Ведь ошибка -это нам, родителям, знак, что что -то не получается у ребенка и ему нужна помощь.
А ваши опасения: «Тогда он совсем учиться перестанет» – напрасны. Не перестанет. Вспомните свой рабочий день. Наверняка вам работается лучше, когда отношения с руководством конструктивные, а в коллективе вы находите взаимопонимание и поддержку. Вовсе не тогда, когда начальник вас прессингует и ставит вам в пример кого-то из коллег.
КВЕСТ
Ольга - Да... Получается зачастую мы, родители сами, не подозревая того, формируем у ребенка школьную тревожность?
Лена - К сожалению так. Зачастую именно наши слова и действия пугают ребенка и делают тревожным.
Ольга А давайте составим коллекцию таких фраз и действий, чтобы она стала для нас напоминалкой на случай, когда мы захотим что - то подобное сказать ребенку. А так мы вспомним копилку и будем искать другие "нетревожные" слова и действия в общении с ребенком.
Давайте составим КОПИЛКУ "ТРЕВОЖНЫХ" фраз и действий в комментариях к этому сообщению
После того, как вы поработаете с КОПИЛКОЙ, ЖМИТЕ НА ССЫЛКУ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ КВЕСТА
Например, "Будешь дворником (уборщицей и т.п.) работать" - фраза, которая и от профессии отвращает и страх прибавляет.
ОтветитьУдалить